Алексей Шорников (alexeyshornikov) wrote,
Алексей Шорников
alexeyshornikov

Categories:

Кинокомедия «Ты – мне, я - тебе» как слепок советской действительности




(образ совков на советском телеэкране)

 

Добрый день, милостивые государи и милостивые государыни!

Мой прошлый пост был посвящен блату как стилю приспособления советских людей к ненормально социалистической системе: http://alexeyshornikov.livejournal.com/182376.html.

Но господин no_remorse88</o:p>

</o:p>

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8B_%E2%80%94_%D0%BC%D0%BD%D0%B5,_%D1%8F_%E2%80%94_%D1%82%D0%B5%D0%B1%D0%B5</o:p>

http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/7329/titr/</o:p>

</span>

 

Для начала перед прочтением рецензии я предлагаю Вам просмотреть саму картину, чтобы вынести о ней собственное суждение (я не стану полностью ее пересказывать, чтобы не утомлять читателя – картину надо смотреть): далее смотрите по ссылкам на ютубе:




 

Сюжет кинокомедии довольно простой.

Действие происходит в Москве и глухой деревенской провинции. Тем самым, показывается разница в столичной и деревенской жизни Совдепии периода ее упадка (впрочем, когда в совдепе был расцвет? – авт.).

Главный герой Иван Сергеевич Кашкин, коего играет Л.Куравлев,  живет по принципу «ты – мне, я – тебе». Блат – основной принцип жизни главного героя. Иван Кашкин живет в Москве и работает банщиком в Сандунах. Банщик он хороший,  а поэтому многие представители советской «элиты» считают за честь быть знакомыми Ивана Сергеевича.

У Ивана есть брат-близнец Сергей. Сергей Сергеевич Кашкин в противовес брату человек честный и принципиальный; работает инспектором рыбоохраны.

Сергей заболевает и вызывает брата помочь ему в борьбе с браконьерами.

Сначала Иван пытается работать по своему принципу: ты – мне, я тебе, - но вскоре и его замучила совесть. Он старается исправить собственное положение и «изменить мир к лучшему».

 

Главный мотив кинокомедии можно сформулировать просто: отрицательный герой становится положительным.

 

Однако противостояние двух братьев-близнецов выливается в противостояние двух принципов жизни, которые разделяют разные люди. Есть прагматики типа Ивана, а есть романтики типа Сергея.

Противостояние двух типов людей идет на фоне рыбной отрасли; в частности, осетровых пород и получаемой из них черной икры.

Да. В Совдепии была рыбная мафия, поскольку черная икра и осетрина являлись острым дефицитом, так как этот товар преимущественно идет на экспорт.

Да. Триэсерия постоянно нуждалась в иностранной валюте; поэтому все, что могло пойти на экспорт, туда и направлялось: золото, алмазы, лес, нефть, газ, рыба, включая осетровых, черную икру и крабов.

Осетрина, черная икра и крабы всегда в Совдепии были деликатесов. Купить их в открытой продаже было нельзя. Только в праздничных наборах или по блату.

Но номенклатура осетрину и икру ела. Существовал в СССР и черный рыбный и икорный рынок. Его часть показана в фильме: от рыбаря до потребителя.

 

Рефреном через весь фильм проходит мысль, что импортные товары можно достать только через знакомых (по блату), как по блату можно решить в совдепе периода Л.Брежнева почти любой вопрос.

 

В фильме сталкиваются два клана:

- реалисты, желающие нормально жить: браконьеры, чиновники, перекупщики и покупатели товаров, директора заводов и колхозов (нормальные люди – авт.);

- романтики, мечтающие строить социализм: честные сотрудники и общественники (совки – авт.).

Победа в советской сказке достается вроде бы романтикам благодаря «перевоспитавшемуся» Ивану Кашкину.

 

Образ Ивана Сергеевича Кашкина является центровым всего комедийного фильма.

По профессии Иван Кашкин банщик, как мы уже говорили. Живет Иван в Москве, что само по себе является результатом его карьеры, ибо выбиться из деревни в Москву было непросто.

Упакован Иван Кашкин серьезно. У него есть автомобиль (большая редкость для тех лет). Он носит импортные одежды, курит сигары. Трапеза Ивана состоит из деликатесов, включая иностранные алкогольные и безалкогольные напитки. Его коронной фразой является: «Хелло Долли»! Иван подражает западному образу жизни.

Особо следует выделить домашнюю обстановку Ивана Кашкина. Он живет в кооперативном доме (значит, сам купил). У него хорошая по советским меркам мебель, дорогой телевизор, магнитофон.

Примечательно, что в комнате Ивана висит икона Спасителя нашего Господа Иисуса Христа и другие иконы. Так в советском кинематографе высмеивалась вера людей в Бога.

Культурный досуг Иван проводит в ресторанах или даже в консерватории! Значит, и высокое искусство не чуждо ему.

Впоследствии выясняется, что Иван часто отдыхает на престижных курортах, включая выезд за границу (Чехословакия).

У Ивана Кашкина имеется представительная подруга - Валя, кою играет С.Светличная. Валя сама относится к блатной категории – она элитный по советским меркам парикмахер. Модно одетая и живущая Валя – доказательство высокого статуса самого Ивана.

Подруга есть такой же элемент статуса, как квартира, обстановка, автомобиль, престижная работа.

Все это стало возможным благодаря связям Ивана с нужными людьми. Иван знаком с министрами, академиками, профессорами, судьями и другими влиятельными персонами. А потому Иван может решить любой вопрос: например, помочь швейцару в устройстве его внука в престижный институт. Знакомый милиционер гаишник даже пропускает Ивана по автомагистрали, останавливая перед Иваном поток машин. Все любят обслуживаться у Ивана Кашкина.

Как будет ясно потом, возможности Ивана довольно обширны, хотя он простой банщик! Да, СССР – королевство кривых зеркал.  

 

Образ брата Сергея Сергеевича Кашкина прямо противоположный.

Сергей работает честным инспектором рыбоохраны в родной деревне. Сергей не берет взяток, ездит на поломанном мотоцикле, ходит по рекам на дряхлой лодке. Даже свой дом Сергей забросил – все его время поглощает борьба с браконьерами и другими реалистами.

Сергей Кашкин набрал себе аналогичных помощников: романтиков, думающих сломать уже сложившуюся советскую коррупционную систему:

- глухого бухгалтера Батурина;

- бывшую возлюбленную Ивана незамужнюю Катю Федорову;

- школьника Колю Ивакина.

С такими помощниками Сергей Кашкин и вступает в бой с многочисленными браконьерами и нерадивыми советскими чиновниками.

 

Образ близких Кашкиных дан тривиально.

Это обычные деревенские люди, желающие нормально жить. Поэтому они страшно рады приезду Ивана, который смог хоть что-то сделать для семьи (привез гостинцев и модной одежды, отремонтировал забор и т.д.).

Рассказы Ивана сильно удивляют их. Неизвестно, были ли близкие Ивана хоть раз в Москве…

 

Образ браконьеров (нормальных людей) дан колоритно.

Главный браконьер - Пантюхов (играет Р.Ткачук) уже отсидел свой срок и теперь начинает новое дело с большим размахом. Помимо ловли осетров и расфасовки черной икры, Пантюхов играет на опережение и выбивает из седла романтических общественников.

В середине фильма Пантюхов легко договаривается с Иваном. Ивану (выполняющему функцию брата) нужны штрафы, которые Пантюхов с удовольствием обеспечивает (500 рублей – большая сумма по тем временам).

В итоге Пантюхов сам становится общественником. Реалистам романтики не нужны.

Дом Пантюхова специально оборудован под секретную расфасовку черной икры по промышленно произведенным банкам. Не исключено, что в такие банки икры кладут даже больше, чем предусмотрено советскими стандартами.

Пантюхову помогают два мелких браконьера: пьяницы Степан (Ю.Медведев) и Гриша (В.Носик).

 

Образ советских директоров (нормальных людей) в фильме отчетлив и четок.

Колхозный бригадир (Л.Иудов) вынужден брать воду из озера без фильтра, из-за чего гибнут рыбы. Но он с удовольствием принимает предложение Ивана отдать за каждую рыбу по цветку с цветочного производства.

Директор химкомбината (П.Махотин) вынужден выдавать утвержденный министерством план. А потому его производство загрязняет водоемы. Но он обладает большими возможностями.

В частности, за подпись Ивана (директор полагает, что это инспектор рыбоохраны Сергей Кашкин) он сам моет Ивана в своей директорской бане, а также помогает Ивану с ремонтом служебного катера и забора; даже гараж для катера новый строит.

А что еще остается директору химкомбината? В конце фильма становится понятным, что химкомбинат и является главной причиной гибели рыбы. Браконьеры по сравнению с ним – мелюзга.

 

Образ советской московской номенклатуры и «высшего» общества (нормальных людей) также узнаваем.

Все эти люди заняты своим делом, но готовы и поступиться принципами. Кто-то возит импортные вещи, чем зарабатывает себе на жизнь, кто-то торгует черной икрой (проводник и возможный организатор икорного бизнеса), кто-то еще чем-то промышляет. Но все знакомства Ивана нужные. Люди статусные и со связями.

А советский заместитель министра Кондрат Архипович Михалев (Г.Михайлов) даже готов перенести совещание на другой день, только чтобы съездить попарится у Ивана!

За маской работы на советское государство скрываются личные корыстные интересы!

 

Образ прессы и радио представлен не многогранно. Но Ивану удается сделать своему брату рекламу на радио и в газетах! В фильме показан механизм привлечения журналистов: блатные письма и звонки в редакцию, связи и т.п. Короче, опять сплошной блат.

 

Особо в кинокартине выделен образ советской науки и ее результатов.

Местный «Кулибин» заведующий кафедрой ихтиологии Влюбчивый  (И.Рутберг) изобретает новую породу рыб, которые могут жить только в загрязненной среде: суперафтальмус!

Суперафтальмус являет собой гибрид японской фукуды и ратана-головешки. Очень хороший шарж на Мичурина, который только ухудшал яблоневые творения Господа Бога.

В итоге суперафтальмус выведен, автору генетику может быть присуждена государственная премия за открытие в науке.

Только такие «открытия» никому толком не нужны! Есть эту рыбу – суперафтальмус - невозможно…

Да, и сам ученый показан неудачником. Он будет вечно влюблен в свою лаборантку, но постесняется предложить ей руку и сердце.

 

В целом фильм явственно показывает гнилость советского общества и неустроенность его социальной системы.

По существу браконьеры являются нормальными людьми, а вот общественники – обычными совками.

 

И чего добились совки?

В итоге рыба все-таки дохнет от химкомбината. И даже неожиданная ловля организатора браконьерского промысла Егора Пантюхова не меняет дела.

Вода все равно заражена, а рыба мертва. И даже «исправление» Ивана Кашкина не способно изменить результат…

 

Давайте теоретически перенесем героев в наше время. В Российскую Федерацию из СССР.

Что стало с этими людьми сейчас?!

 

Смею предположить следующее.

Реалисты устроились хорошо, а вот с романтиками сложнее.

Иван Кашкин мог стать по итогам приватизации владельцем или совладельцем Сандунов, используя свои связи и возможности. Сейчас он процветает.

Номенклатура и теневые советские бизнесмены устроились довольно неплохо, сейчас они статусные бизнесмены, если не погибли в лихие 90-е…

Браконьер Егор Егорович Пантюхов тоже имел возможность хорошо развернуться по рыбному делу. В наше время он мог арендовать или даже выкупить рыбные пруды и  занимается законным бизнесом по разведению осетров.

Валя могла открыть свою цирюльню.

Директор химкомбината стал его владельцем и мог его удачно продать.

Колхозный бригадир мог бы возглавить колхоз, который был бы акционирован. Он стал бы местным аграрным бизнесменом.

 

Сергей Кашкин проживает на нищенскую пенсию инспектора рыбоохраны.

Общественники также ушли на пенсию и ругают нынешнюю власть, хваля советский период. Мол, мы тогда с Пантюховым боролись, а теперь он местный олигарх!

Хотя и в совдепе никаких реальных результатов общественники не добились, как видно из фильма.

 

Чтобы стало с ученым сказать трудно. Возможно, учитывая его явно еврейское происхождение, он бы иммигрировал в Израиль или США. Впрочем, там ему пришлось бы заняться делом. Суперафтальмусы не нужны нигде и никому!

 

Таким образов, фильм ярко показывает жизнь Совдепии периода правления Л.Брежнева.  В обществе того времени имелись все зачатки нашего современного положения.

Впрочем, реалисты выживут, а вот романтически настроенным совкам придется туго.



 

Совки (общественники) уже тогда выглядели очень смешно. Ну, право слово, браконьер Пантюхов выглядит разумнее бухгалтера Бутурина.

 

А потому думайте: надо ли хвалить советскую власть? В фильме она показана очень явственно. И не с лучшей стороны. В персонажах можно узнать много наших современников.

 

Храни Вас Господь!

Tags: совдеп, юмор
Subscribe

  • Язычество на марше

    Да, братья и сестры. Сегодня в Воскресный день, в Греции совершено святотатство - проведена вакханалия - зажжение Олимпии - олимпийского огня в…

  • Слава в вышних Богу!

    Ритуальная языческая мерзость - олимпиада - срывается точеным действием Господа нашего Иисуса Христа! Пока первый признак - погас мерзостный…

  • Восьмой храм метрополитена имени В.И.Ленина

    Господа, давно я озвучивал тему о том, что Московский метрополитен - храм сатанистов. Тема немного поутихла, а ее нельзя забывать. Желающие могут…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

  • Язычество на марше

    Да, братья и сестры. Сегодня в Воскресный день, в Греции совершено святотатство - проведена вакханалия - зажжение Олимпии - олимпийского огня в…

  • Слава в вышних Богу!

    Ритуальная языческая мерзость - олимпиада - срывается точеным действием Господа нашего Иисуса Христа! Пока первый признак - погас мерзостный…

  • Восьмой храм метрополитена имени В.И.Ленина

    Господа, давно я озвучивал тему о том, что Московский метрополитен - храм сатанистов. Тема немного поутихла, а ее нельзя забывать. Желающие могут…