Алексей Шорников (alexeyshornikov) wrote,
Алексей Шорников
alexeyshornikov

Category:

Из катакомб. Немного об "Истинно-Православной (катакомбной) Церкви" начала 1990-х г.г..

Originally posted by dneprovskij at Из катакомб. Немного об "Истинно-Православной (катакомбной) Церкви" начала 1990-х г.г..

До сих пор не могу с уверенностью сказать, правильно ли я делаю, что выставляю эту запись для всеобщего ознакомления... Мне кажется, что она, всё же, должна иметь какую-то ценность - в первую очередь, как исторический материал, а также - в качестве беспристрастного (надеюсь) взгляда на "наши катакомбы". С другой стороны, я прекрасно отдаю себе отчёт в том, что эта запись может спровоцировать немалый скандал среди определённой части некоторых "истинно-православных" LJ-юзеров, которые начнут метать в меня камни и клеймить меня "проклятым сергиянином, гонителем и хулителем Истинно-Православной Церкви" и прочими малопочтенными эпитетами. Ну, да ладно...


На фото: "Священномученик Митрополит Иосиф (Перовых) повергает сталинского лже-патриарха Сергия (Старгородского)". Данная "икона", разумеется, не признаётся Русской Православной Церковью (Московской Патриархией) - но является весьма и весьма популярной среди российских нео-"катакомбников".

Оглядываясь на годы своей юности, я, порою, сам удивляюсь, в какие только экзотические тусовки меня не заносило - и ещё больше удивляюсь тому, что у меня тогда хватило здравого смысла (интуиция, что-ли, была хорошо развита?) не связываться с разного рода самосвятами, сектантами - а то, и просто с психически нездоровыми людьми. Я с большой благодарностью вспоминаю своего первого духовника - ныне покойного священника иркутского Знаменского Кафедрального собора о. прот. Геннадия Яковлева (убитого сектантом-кришнаитом весной 2000 года в Енисейске), который, в ответ на мои рассказы о контактох с "иерархией" так наз. "Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви" едва-ли, не оттаскал меня за уши, и популярно объяснил, что моя главная задача - заботиться о личном спасении, а не связываться с проходимцами и не искать никакую "тайную церковь", ибо Церковь - одна...

Тем не менее, факт остаётся фактом: осенью 1990 года в Санкт-Петербурге и Москве мне удалось познакомиться с несколькими "священниками" и "иерархами" одного из осколков Катакомбной Церкви так называемой "Серафимо-Геннадиевской" её ветви. Правда, ещё раньше, в конце лета 1989 года, была ещё встреча с представителями т. н. "Климентовской" ветви катакомбщиков. И встреча эта, по иронии судьбы (или - по Божьему Промыслу?) состоялась на квартире о. Геннадия Яковлева - священника Русской Православной Церкви (Московской Патриархии), депутата Иркутского областного совета, моего дорогого духовника...

Но, прежде чем перейти к рассказу о "климентовцах", "секачёвцах", "андреевцах" и прочих "лазаревцах", необходимо, хотя бы совсем кратко рассказать о том, что же представляет из себя такое явление, как "катакомбная Церковь" (она же - "Истинно-Православная Церковь"). Поэтому, тем, кто знаком с отечественной церковной историей, предлагаю просто пропустить пару-тройку абзацев, выделенных курсивом - а для остальных своих читателей дам небольшую справку:

Как известно, Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918 г.г. восстановил в отечественной Церкви институт Патриаршества, и Церковь возглавил Патриарх Тихон. Что за времена наступили в России после 1917 года - думаю, особо объяснять никому не надо - и, видя, что новая революционная власть взяла курс на физическое уничтожение лучшей части российского общества и объявила фактическую войну Богу и Церкви, Святейший Патриарх Тихон предал и лидеров, и рядовых членов большевицкой партии, и всех их сподручных анафеме, которая, кстати, не снята с коммунистов до сего дня. Естественно, совецкая власть заключила Патриарха под домашний арест - и вскоре Святейший Патриарх Тихон скончался (надо полагать, не без помощи "товарищей-чекистов"). 

После кончины Святейшего Патриарха Тихона в 1925 году Местоблюстителем Патриаршьего Престола стал митрополит Пётр (Полянский), который продолжил политику покойного Патриарха, за что и был арестован в 1927 году и через девять лет уничтожен в концентрационном лагере (по другим данным, умер в ссылке в Тобольске). К этому времени, коммунисты нашли среди церковных иерархов архиерея, который был готов, в обмен на гарантии личной безопасности для себя и своего окружения, проводить лояльную по отношении к большевикам политику - таковым архиереем оказался митрополит Сергий Старгородский (позже фактически назначенный И. Сталиным "Патриархом Всея Руси").

В 1927 году митрополит Сергий, признанный коммунистической властью в качестве "Патриаршьего Местоблюстителя", обнародовал свою, ставшую печально знаменитой, "Декларацию", в которой призывал всех членов Российской Православной Церкви признать безбожный сысысэр "своей гражданской родиной" - и открыто обращался к тогдашним коммунистическим вождям: "...ваши радости - это и наши (Церкви - Р. Д.) радости, и ваши печали - наши печали".

Легко представить, какую реакцию не только среди тогдашней высшей церковной иерархии, но и среди православного населения вызвало это заявление "местоблюстителя": на фоне самого настоящего погрома Церкви, на фоне уничтожения храмов, изъятия церковных святынь, арестов и расстрелов священников, на фоне гнусной и пошлой "атеистической пропаганды" (которую уместнее назвать обычным издевательством), на фоне притеснения и унижения верующих человек, номинально возглавляющий Церковь, вдруг призывает свою паству поддержать и "возлюбить" богоборцев и все, творимые ими безобразия!... Вполне естественно поэтому, что бОльшая часть и церковного народа, и церковных иерархов не только не приняла эту самую "Декларацию", но и отшатнулась от митр. Сергия и его группировки - иными словами, в Церкви случился раскол.

А церковный раскол при власти коммунистов означал только одно: все, несогласные с мнением официально признанным ими "местоблюстителем", будут жестоко преследоваться и уничтожаться. Что, собственно, и началось... Предвидя это и не желая, чтобы Православная Церковь в России была уничтожена, епископат Церкви стал создавать "параллельную", "теневую" иерархию: многие епископы, как находящиеся ещё на свободе, так и оказавшиеся в совецких концентрационных лагерях, стали тайно рукополагать священников и даже проводить епископские хиротонии. Кроме того, очень и очень многие священники и епископы, в сложившейся ситуации, были вынуждены перейти на нелегальное положение и продолжали тайно служить, не имея ни государственной регистрации, ни даже совецких паспортов. Вот эту-то часть священства и иерархии, а также церковного народа, не желавшего иметь ничего общего с совецкой властью, и принято называть Истинно-Православной, или "катакомбной" Церковью.

Ну, а теперь,собственно, о том, с чего началось моё знакомство с "катакомбщиками" - и о том, почему я не питаю никаких иллюзий относительно тех лиц из числа "катакомбников", с кем мне довелось встречаться двадцать лет назад - и с теми, кто сегодня выдаёт себя за таковых.

Первая встреча, как я уже сказал, произошла на квартире моего духовника, священника РПЦ МП Геннадия Яковлева летом 1989 года. Надо сказать, что в то время я уже знал о существовании этой "параллельной" церковной структуры - правда, знания мои носили чисто-теоретический характер, а, кроме того, были почерпнуты из такого тенденциозного источника, как "Карманный словарь атеиста" (к слову сказать, на тогдашнем совецком "безрыбье" собственно, религиозной литературы, мы были вынуждены пользоваться тем, что печаталось в качестве "разоблачения церковного мракобесия" - только мы-то делали из прочитанного совсем иные выводы). Так вот, "Карманный словарь атеиста" сообщал, что "...так называемая "Истинно-Православная Церковь" - это глубоко законспирированная секта, созданная реакционным духовенством, монархистами и белогвардейцами, объявляющая Совецкую власть "властью антихриста" и ведущая антисовецкую подрывную работу, исповедующая культ императора Николая II, которого почитает "святым" и объявляющая о скором Конце Света...". То есть, именно то, что нужно было такому юному дурачку "антисоветчику и монархисту", как я...  

Естественно, у о. Геннадия я спрашивал, не знает ли он, существует ли в наших краях эта самая "Истинно-Православная Церковь" - и естественно, отец Геннадий, слывший "церковным диссидентом" и эрудитом, советовал мне не заниматься ерундой и не забивать себе голову никакой "катакомбной церковью" - а на мои продолжавшиеся расспросы однажды ответил так:

- Видишь ли... С тех пор, как возникли "катакомбы", прошло шестьдесят лет. Понимаешь? - не  двадцать, не тридцать - а шестьдесят. Да, в тридцатые, в сороковые, даже в пятидесятые годы у них была иерархия, шла апостольская преемственность от того, дореволюционного епископата - да и епископы те были живы... Но, как ты думаешь, в условиях гебешного прессинга и полной изоляции друг от друга - что там могло сохраниться? что?... Ну, встречал я некоторых "катакомбников", которые себя даже "схимитрополитами" именовали - кто может доказать, что они именно те, за кого себя выдают? Ни становленческих грамот у них нет, ничего... А подрясники, напрестольные кресты и облачения, что они надевают - и купить, и украсть можно...

Разговор этот, помню, происходил на Троицу 1989 года - а, где-то, через месяц-полтора звонит мне отец Геннадий, и говорит: 

- Ты ведь, помнится, Катакомбной Церковью интересовался?... Так, подъезжай сегодня после вечерней службы... Думаю, тебе интересно будет с ними познакомиться.

...Когда я подъехал, батюшка уже закончил службу, и ждал меня в церковной ограде (квартира его тогда находилась под архиерейскими покоями, на территории Знаменского собора):

- Значит так, - начал он короткий "инструктаж", - вышли на меня через общих знакомых двое "катакомбников": один - вроде бы, из бывших патриархийных священников, а другой - вроде бы, иеромонах. Должны сегодня подойти, разговор у них есть важный... Только - очень прошу тебя: просто сиди и слушай - я тебя иподиаконом представлю - а в разговор не вступай. Сиди, слушай - и всё. А потом обсудим...

...Вскоре появились и гости отца Геннадия - двое мужчин лет тридцати-тридцати пяти (а мне вту пору только семнадцать было). Прошли мы в квартиру к батюшке, сели чай пить - тут гости и представились: один назвался "отцом Николаем", а другой - "иеромонахом Антонием". Причём, оба отрекомендовались какими-то "клементовцами". Естественно, я не удержался и спросил, что это значит - "клементовцы"? - и мне тут же популярно объяснили, что был в 1920-е годы такой архиепископ Клемент (кстати, архиерей Иркутской епархии), который после церковного раскола 1927 года ушёл в "катакомбы" и тайно рукополагал во священники, проводил епископские хиротонии и постригал в монахи - и вот с тех пор это самое "клементовское согласие", как одна из "епархий" Катакомбной церкви, существует на территории Иркутской области и по соседству с ней - в Забайкалье и в Красноярском крае. А причина, по которой эти самые "клементовцы" пришли сегодня к отцу Геннадию, заключается в следующем: за несколько лет до того у "клементовцев" скончался последний епископ - и вот теперь у них нет ни одного архиерея, который мог бы рукоположить священников... Было, мол, в начале 1970-х годов тайное соглашение между "клементовским" иерархом и тогдашним Архиепископом Иркутским и Читинским Николаем, что в случае пресечения иерархии, священников "клементовцам" тайно рукоположит патриархийный Архиепископ из Иркутска. Да только вот, продолжали гости, прошло с того времени почти двадцать лет, и на Иркутской кафедре теперь Архиепископ Хризостом - так не мог бы отец Геннадий переговорить с нынешним архиереем о рукоположении нескольких священников (а ещё лучше - о епископской хиротонии) для местных "катакомбщиков"?...

...Потом уже, когда гости ушли, отец Геннадий говорил, что именно чего-то подобного он и ждал от этого визита. А тогда, когда эта просьба была высказана, он поступил достаточно мудро: просто, попросил представить хоть какие-то документы, подтверждающие правопреемство "клементовской" иерархии и той истории о "тайном соглашении" между катакомбщиками и патриаршьим Архиепископом Николаем, скончавшимся в начале 1970-х. Ну, и, собственно, какие-то документы, подтверждающие наличие духовного сана у гостей. Естественно, никаких документов представлено не было...

...Ещё через несколько дней я встретил давешних "священника Николая" и "иеромонаха Антония" в местном букинистическом магазине: мы пересеклись возле полок с антикварной литературой, и "святые отцы", памятуя о нашем давешнем знакомстве, пригласили меня на своё "богослужение" в "домовом катакомбном храме", который располагался где-то в районе улицы Профсоюзной. Я не пошёл: зачем, собственно?

А ещё через несколько лет на улице Профсоюзной снимали квартиру какие-то мои знакомые. Улица Профсоюзная - она совсем небольшая: тянется над вокзалом и состоит из ветхих деревянных домишек. Когда я сличил адрес, оставленный мне знакомыми с тем, что записал мне "отец Николай", приглашая на "тайное богослужение", оказалось, что адрес - один и тот же. Естественно, я стал наводить справки - и оказалось, что - да, жила прежде в том домике старушка-Божий одуванчик, и проходили у неё в доме (со слов соседей) какие-то молитвенные собрания... Знакомые же мои, квартировавшие в том доме, нашли потом в сенях пару старых икон, и отдали их мне. Вот и всё...

А тех "клементовцев" - "отца Николая" и "иеромонаха Антония" - я с тех пор в городе больше никогда не встречал. Спрашивал потом у о. Геннадия - но он говорил, что те приезжали в Иркутск откуда-то из области: не то, из Тулуна, не то из Нижнеудинска...

Не знаю - очень может быть, что на сегодняшний день в Иркутской области и существует какая-нибудь "клементовская иерархия" - да, что-то, с трудом в это верится - по крайней мере, мне больше в родном краю никакие "катакомбники" не попадались. Зато, в Москве и Санкт-Петербурге в следующем, 1990-м году я насмотрелся на них с избытком. Но об этом - в следующем посте. 

         

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments