Алексей Шорников (alexeyshornikov) wrote,
Алексей Шорников
alexeyshornikov

Category:

Из катакомб. Немного об "Истинно-Православной (катакомбной) Церкви". Окончание.

Originally posted by dneprovskij at Из катакомб. Немного об "Истинно-Православной (катакомбной) Церкви". Окончание.

В своём предыдущем посте я начал рассказ о так наз "Истинно-Православной (катакомбной) Церкви" - и о том, что эта организация представляла собой на рубеже 1980-х - 1990-х г.г., к моменту моего знакомства с "нашими катакомбами" (кому интересно - можете взглянуть вот здесь: http://dneprovskij.livejournal.com/155531.html  ). Как я уже сказал раньше, перед тем, как решиться рассказать о "катакомбной церкви", я очень долго сомневался, стоит ли это делать. И дело даже не в том, что, публикуя эти записки, я рискую вызвать на себя гвалт рассерженных воплей со стороны тех, кот сегодня причисляет себя к "катакомбникам" - дело даже в другом... Говоря о "катакомбной церкви", очень трудно бывает провести грань между тем, где кончается исповедничество и начинается жульничество. Очень трудно говорить о том, что такой-то иерарх "катакомбной церкви" был-де, настоящим иерархом - а вот такой-то, на самом деле, оказался проходимцем и аферистом. Поэтому я буду говорить о том, чему сам был свидетелем - а, кроме того, размещаю на своих страницах сканы некоторых документов т. н. "катакомбной церкви", переданные мне людьми, называвшими себя "иерархами ИПХ/ИПЦ".


На скане: портрет одного из "катакомбных иерархов ИПЦ", опубликованный в "Православном сборнике ИПЦ за 1986-87 г.г. (из личного архива автора)

Выводы, которые я сделал из встреч с этими людьми и которыми делюсь со своими друзьями и читателями - это только мои выводы и моё частное мнение, и знакомя с ними гостей моего журнала, я не ставлю задачу никого обижать: что видел - о том и написал, договорились? Вот и прекрасно.

...Осенью 1990 года город Санкт-Петербург ещё носил кличку "ленинград" - но всё шло к тому, что "ленинградом" Питеру оставаться было недолго: в былой имперской столице возникали десятки, и даже, наверное, сотни самых разных т. н. "неформальных" объединений - от крайне левых до крайне правых - и все они были настроенны резко-антисовецки. Возле забора, опоясывавшего здание Гостиного Двора (забор этот тогда называли "Стеной Плача") регулярно можно было приобрести самый разный "самиздат" - и здесь же происходили встречи и обмен мнением между людьми - тогда, в 1990-м, представьте себе, люди ещё до хрипоты спорили о политике на улицах...

С участниками неформальной группы "Русское Знамя", выступавшими за возвращение Санкт-Петербургу его исторического названия, а России - её исторических символов, бело-сине-красного флага и Государственного Орла - я познакомился, правда, не возле "гостинки", а у памятника "Стерегущему", где они собирали подписи под своими требованиями. Но та встреча, результатом которой стало моё знакомство с питерскими и московскими "катакомбщиками", произошла именно здесь, у "гостиного забора": меня окликнули знакомые, тут же поинтересовавшиеся, давно ли я приехал в Питер и где остановился...

В Северную Пальмиру я пожаловал именно в этот день - а по Невскому мимо Гостиного Двора спешил именно с целью поселиться в одной небольшой частной гостинице - но, раз уж меня остановили знакомые, то было ясно, что о гостинице нужно забыть: у кого в Петербурге есть друзья, тот знает, что такое питерское гостеприимство.

- Заодно, и с нашим батюшкой познакомишься, - говорили мне мои знакомые, пока мы шли до их коммуналки на улице Желябова, - батюшка у нас - не простой! Настоящий катакомбный священник! Тайный архиепископ Петроградский!... Правда, пьёт много...

...Если бы я был постарше, то последняя фраза заставила бы меня повнимательнее задуматься, что это за тайный иерарх такой, который "пьёт много" - и не является ли эта его любовь к крепким напиткам причиной того, что "иерарх" перешёл в "тайное служение", будучи изгнан из официальной Церкви?... Но - мне было всего восемнадцать, а в этом возрасте обо многом не задумываешься - да и упоминание о "катакомбной церкви" распалило моё любопытство сверх всякой меры: надо же - настоящий катакомбный архиепископ!... у нас-то в Иркутской области "катакомбщики" без иерарха давно остались, и священников рукополагать у них некому, а здесь - целый архиепископ!... Вот повезло - так повезло!...

В тот же вечер, после посиделок в какой-то кафешке, когда я был водворён в коммуналку, где жили мои питерские друзья, я был по всей форме представлен "катакомбному архиепископу". Перед собой я увидел какого-то - извините уж! - плюгавенького мужичка, которому можно было дать и 40, и 60 лет - с хитрыми, покрасневшими глазками, в светло-голубом подряснике, перепоясанном солдатским ремнём с бляхой Императорской Армии. А на ремне висели чёрные монашеские чётки...

"Вот так архиепископ петроградский!... - подумал я в первую секунду, - никакого тебе ни благолепия, ни осанистости, ни мудрости во взгляде, ни даже бороды нормальной - так, ерунда какая-то на подбородке пробивается... Впрочем, может быть, я ничего не понимаю в катакомбных иерархах - и настоящий тайный архиепископ должен выглядеть именно так? - ну, чтобы не привлекать внимания кровавой гебни, например?..."

Однако, рассуждать было некогда "архиепископ петроградский" стал меня благословлять - а я, в свою очередь, как положенно, поцеловал ему руку и представился.

- Очень хорошо! - обрадовался "архиепископ", - а я - отец Пётр! Отец Пётр Петроградский! А ты, Роман, значит, из Иркутска? Тоже - из наших, из Истинно-Православных, будешь?...

Я ответил ему в том смысле, что нет, я не из "катакомбников", а окормляюсь в Патриаршьей Церкви - но к ИПЦ ("катакомбной церкви") отношусь с должным уважением, и даже немного знаком с катакомбными клириками, служащими где-то в Иркутской области.

- Очень хорошо! - снова обрадовался "архиепископ петроградский" - мы ещё обязательно поговорим о том, кто в Иркутске служит в Истинной Церкви. А в том, что ты у сергиян окормляешься - ничего страшного нет: мы их таинства признаём, да и среди них есть и наши иереи! А захочешь присоединиться к Истинно-православным христианам - мы с радостью тебя примем!... А сейчас - пойдёмте все на вечернюю литургию!

Действительно, откуда-то из глубины квартиры раздался звон колокольчика - и все заспешили туда, откуда был слышан этот звон.

Служил "отец-архиепископ" Пётр, уже переоблачившись в чёрную рясу и чёрный монашеский клобук. Комната, где собрались все, присутствующие в квартире, была переоборудована под домовой храм: выходившие, как потом оказалось, в глухой двор-колодец окна были плотно завешаны, комнату делили пополам на две неравные половины какие-то ширмы, оббитые церковной парчой - та часть, которая была отделена от остального помещения, служила алтарём... Ну, и конечно же, лампады, иконы - очень много икон, и не только старых: так, к одной из ширм была прикреплена отпечатанная типографским способом икона Царя-Мученика Николая II, а к другой - такая же бумажная икона "Собор Новомучеников и Исповедников Российских". Обе эти иконы я узнал: изданные к юбилею 1000-летия Крещения Руси по благословению Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Зарубежом, они полу-легально пересылались на территорию сысысэр из США, Австралии, Канады, европейских государств... У меня, к слову, эти иконы тоже находились в домашнем иконостасе: хоть Императорская Семья и Собор Новомученников в те годы ещё не были официально канонизированы Московской Патриархией, но очень многие патриархийные прихожане и даже священники и архиереи почитали и Царскую Семью, и других Новомученников святыми...

...На следующий день "отец-архиепископ" Пётр снова появился в той самой квартире, где я поселился в кампании своих знакомых - появился, как оказалось, по мою душу:

- Роман, мне с тобой нужно поговорить. Давай отправимся погулять по городу - я покажу тебе питерские святыни - а ты мне расскажешь про ваших сибирских "катакомбников"...

Я согласился - но первой же "питерской святыней" на нашем пути оказалась... какая-то забегаловка: " - Пойдём, спустимся - угостишь батюшку, да заодно и поговорим!" - и "отец-архиепископ" Пётр, не стесняясь того, что был в строгом монашеском облачении и подряснике, потащил меня в какой-то полу-подвальный бар самого задрипанного вида.

Когда мы расположились за столиком, и "отец-архиепископ" принял на грудь сто грамм водки, я рассказал ему про тех самых иркутских "катакомбников-клементовцах", о которых рассказывал в предыдущем посте. Было видно, что мой рассказ очень заинтересовал "отца" Петра: " - Так, значит, говоришь, иерархия у них пресеклась, епископа нету, рукополагать их некому?... А велика ли у них община, не знаешь?... А если я, или ещё кто-нибудь из наших, предположим, поедет к вам в Сибирь - поставить им архиерея - то они смогут оплатить дорогу, принять, поселить?... А если мы им своего правящего архиерея пришлём?..."  В конце концов, "отец-архиепископ" поинтересовался, не собираюсь ли я нынче из Петербурга возвращаться домой через Москву - а узнав, что именно это и входит в мои планы, и вовсе обрадовался: " - Значит так: дам я тебе номер телефона - как будешь в Москве, так позвонишь - я там тоже днями буду - и мы встретимся. Познакомлю тебя с архиепископом Исаакием - да и решим, кого нам на вашу епархию поставить...".

...Вспоминаю наше "паломничество по святым местам Санкт-Петербурга" - и мне становится стыдно. Стыдно не столько за себя, восемнадцатилетнего мальчишку - за взрослого человека, бывшего монаха Александро-Невской лавры, р. Б. Петра (в мiру - Алексея Иванина), который, желая стрясти себе денег на выпивку, водил меня действительно, к святыням - но при этом, не пропускал на нашем пути ни одной рюмочной - и, всё больше и больше пьянея, нёс какую-то околесицу, что-то перевирал и путался... Так, когда мы шли мимо Казанского собора, в котором в ту пору размещался "музей атеизма и религии", мой "экскурсовод" сообщил мне, что "...именно здесь коммунисты до сих пор скрывают мощи преп. Серафима Саровского и Иоанна Кронштадтского, а также (понятно, желая подогреть мой интерес) - святых Иннокентия и Софрония Иркутских" - и если бы я не знал о том, что мощи св. Иннокентия были возвращены в Иркутск ещё за год до нашей встречи, а мощи св. Софрония и вовсе сгорели во время пожара в Иркутске незадолго до революции 1917 года, то я, возможно, и поверил бы "отцу-архиепископу"...  Но, к тому времени, когда произошла наша встреча, историю родной епархии я, более-менее, представлял...   

...Затем мы отправились в Александро-Невскую лавру (естественно, навестив по пути пару рюмочных) - и здесь, когда мы уже шли по территории Лавры, моего спутника окликнули. К нам подошёл какой-то пожилой священник:

- Ну что, Алёша, - обратился он к "отцу" Петру, - как живёшь-то? Да ты, я смотрю, до сих пор "монашествуешь" - вон, и клобук даже носишь?... - в интонациях священника чувствовалась какая-то горькая ирония, и... жалость. Да, именно жалость к собеседнику.

- Да я, батюшка, - как ни пьян был "отец-архиепископ" Пётр, а всё же, в голосе его почувствовалось заметное смущение, - я теперь в катакомбной церкви служу... Да, теперь я - архиепископ петроградский, - на этих словах в голосе моего спутника что-то изменилось: такие интонации бывают у мальчишек, когда те врут, и сами знают, что врут - но пытаются убедить не только собеседника, но и себя в том, что всё сказанное ими - чистая правда.

- В катакомбной, значит? - как-то деланно удивился собеседник "отца" Петра, - архиепископ, значит?... Ну, так я, стало быть, у тебя архиерейское благословение теперь должен попросить?... - и, не дождавшись ответа - а точнее, увидев, что "отец" Пётр всё больше смущается, неизвестный батюшка  продолжил: - Эх, Алексей... Смотри - не заплутай окончательно в своих "катакомбах"-то... Иди уж... 

- А это,
- вдруг переключил внимание своего собеседника на меня "отец-архиепископ" Пётр, - моё духовное чадо, из Сибири! Тоже нашей церкви!... Вы его благословите, батюшка...

- Идите уж, куда шли...
- повторил пожилой священник, - Господь всех благословит...

Когда мы расстались, я заметил, что встреченный нами священник перекрестил нас вослед... 

На старом Никольском кладбище Александро-Невской лавры наше "паломничество по святым местам Санкт-Петербурга, собственно, и закончилось. "Отец-архиепископ" Пётр сначала что-то говорил мне, что встреченный нами священник - хоть и принадлежит к клиру Московской Патриархии, но в душе - "...такой же катакомбник, как и мы с тобой!" - а потом, увидев каких-то женщин, прибирающих могилы, подвёл меня к ним. Судя по тому, как женщины приветливо заулыбались, моего чичероне здесь знали и любили...  

Здесь "отец-архиепископ" Пётр подвёл меня к старинной каменной ограде - к месту, где в 1918 году коммунисты расстреляли лаврских монахов - и прочёл краткую поминальную молитву. Затем мы подошли к тем самым женщинам, и он, указав мне на некую совсем древнюю старушку, сообщил, что это - матушка-молчальница: она, мол, дала обет - никогда и ни с кем не разговаривать.

...Кажется, после случайной встречи с тем священником, "отец" Пётр чувствовал передо мной какую-то неловкость - поэтому, желая загладить эту свою вину, старался переключить моё внимание на что-нибудь хорошее. Поэтому, он подошёл к этой матушке-молчальнице, и, встав перед ней на колени попросил её благословить... не его - меня. А когда, после нескольких минут отрицательного мотания головой и отмахивания руками, эта хрупкая старушка, застенчиво улыбаясь, всё же, благословила нас, просиявший "отец" Пётр сообщил, что сейчас он покажет мне "...самый настоящий катакомбный храм", в котором он служит.

Мы направились вглубь кладбища, и вскоре оказались возле какого-то, явно заброшенного, склепа. Войдя вовнутрь, я увидел, что стены склепа разрисованы, вроде бы, фресками: кто-то с помощью цветных карандашей и гуаши начал "расписывать" стены склепа ликами святых. Неумело, примитивно смотрелись эти росписи - словно, ребёнок рисовал - но, приглядевшись к ликам, можно было догадаться, что на стенах пытались изобразить св. Иоанна Кронштадтского, св. Царскую Семью, Патриарха Тихона...

...Пока я разглядывал эти настенные каракули, "отец-архиепископ" извлёк из какой-то щели початую бутылку водки, хлебнул из горлышка... Потом - закурил, и принялся объяснять, что здесь, в склепе - тайный храм катакомбников (словно, я этого и без его пояснений не понял), и что здесь они служат и служили все годы совецкой власти... что благословил служить здесь ни кто иной, как сам Митрополит Иосиф Петроградский, убитый коммунистами в конце 1930-х годов. Правда, объяснение вышло достаточно сумбурным - а потом он и вовсе, сообщил. что сейчас суда должна подойти одна старушка - настоящая княгиня - которую он будет исповедовать, а потому он просит меня пойти, посмотреть Лавру... ждать его не обязательно - он задержится надолго, и домой вернётся сам. Я, естественно, не заставил себя упрашивать: в тот день с меня хватило "катакомб" в избытке...

...Соблюдая наш уговор, через неделю, оказавшись в Москве, я позвонил по тому номеру, что оставил мне "отец" Пётр. На другом конце провода я услышал его голос - и мы договорились встретиться назавтра на станции метро "Щукинская", возле входа в парк.

Назавтра, приехав на место встречи, я издалека увидел невысокую фигурку "отца" Петра, а рядом с ним - ещё какого-то, достаточно рослого субъекта. Одеты они были почти одинаково: видавшие виды ботинки и старые, мятые брюки, балониевые куртки - как сейчас помню, что у "отца" Петра куртка была тёмно-синей, а у его спутника - коричневой. Довершали их сходство мятые, неопределённого цвета, кепки...

Своего спутника "отец" Пётр представил "владыкой Исаакием", "архиепископом московским". Мы прошли вглубь парка, присели на скамейку, и "отец" Пётр попросил меня подробно рассказать "владыке Исаакию" об иркутских "катакомбниках-клементовцах", о которых я рассказывал ему в С.Петербурге. Этот самый Исаакий слушал мой рассказ очень внимательно, не перебивая - а потом, буквально, забросал вопросами: что представляет из себя патриархийная Иркутская епархия?... как эти самые "клементовцы" вышли на о. Геннадия?... а сам отец Геннадий - он, как, надёжный человек?... а есть ли где-нибудь поблизости от Иркутска какие-нибудь опустевшие деревни или хутора?... а что ещё говорили тогда эти катакомбные священники?... а о чём о. Геннадий их спрашивал?... а ещё - о чём?... а могу ли я попытаться отыскать этих людей? - и тут я вспомнил, что приглашая меня на своё "тайное богослужение", эти "клементовцы" записали мне какой-то адрес - и сказал, что, скорее всего, можно попытаться это сделать. "Владыко Исаакий" просиял: из старой, потёртой хозяйственной сумки он стал извлекать какие-то, явно самиздатовские, книги, какие-то брошюры - и передавать всё это добро мне: мол, если удастся найти тех священников в Иркутске, нужно передать им все эти документы. Потом вдруг очень строго посмотрел на меня - а взгляд у него, и без того, был достаточно тяжёлым - и спросил: " - А в кого ты веруешь, парень?"

Здесь я не сплоховал - без запинки прочёл православный "Сvмвол Веры" - и получил следующий сюрприз: " - Ну что же, - заявил "владыко" Исаакий, - найдёшь в Иркутске истинно-православных священников - передай им: будет у них архиепископ, в самом скором времени будет. Ну, а тебя мы можем прямо сейчас рукоположить в диаконский сан. Вижу я, что ты - наш, истинно-православный, нашей гонимой Церкви такие нужны, особенно - сейчас..."


На фото: "Архиепископ московский" Исаакий (в миру - Владимир Анисимов) и насельники "тайного катакомбного скита" где-то на Вологодчине. "Владыко" Исаакий - слева.

Скажу честно: я на этом месте впервые по-настоящему испугался. Возникло ощущение, что меня хотят не в диаконы рукополагать, а втягивают в какую-то опасную секту. Уже и не помню, как отбрехался от "оказанной чести"...  А "владыку" Исаакия, меж тем, несло и несло всё дальше: вдруг заметив у меня на куртке небольшой значок с Двуглавым Орлом, он стал говорить, что скоро, очень скоро в России будет восстановлена Монархия, и что на Престол взойдёт Царь, который сейчас уже есть, но никому не известен - пребывает в одном из тайных скитов катакомбной церкви... На моё робкое замечание о том, что если уж говорить о реставрации Монархии в России, то существует, вообще-то, законный Императорский Дом, "владыко" Исаакий тут же объявил всех Романовых "масонами" - и понёсся дальше... Мне было популярно разъяснено, что Конец Света - уже не за горами, и никто - никто! - не спасётся, и только верные чада Истинно-Православной (катакомбной) Церкви обретут Жизнь Вечную... Попутно было заявлено, что вся без исключения "сергиянская лже-патриархия" будет низвержена в геенну огненную - правда, тут же меня заверили в том, что "...внутри сергиянской лже-патриархии служит немало клириков ИПЦ - и перед Страшным Судом они и их паства будут изъяты из состава Московской Патриархии, чтобы спастись"...


На скане: Карикатура на Московскую Патриархию из "Православного Сборника Истинно-Православной (катакомбной) Церкви" Личный архив автора. 

За неполных два часа "общения" с "владыкой" Исаакием у меня разболелась голова. Наконец, оставив мне свой контактный телефон и адрес, этот Исаакийраспрощался со мной, велев в самом скором времени дать знать о том, как обстоят дела с "истинно-православной церковью" в Иркутске... Естественно, ни звонить, ни писать, ни разыскивать по его заданию "катакомбщиков" в родном городе я не собирался: "истинного православия" с меня хватило на всю оставшуюся жизнь...

*     *     *     *     *     *     *
...Собираясь рассказать об этих встречах с катакомбными "иерархами", я решил отсканировать некоторые из тех документов, которые получил тогда от этого Исаакия. Так, свою "преемственность" от Российской Православной Церкви эта "ветвь" "катакомбной церкви" объясняет так:


На скане: фрагмент текста из "Православного Сборника ИПЦ за 1986 г." Личный архив автора.


На фото: "архиепископ" Серафим (Поздеев) (1876-1971 г.г.), основатель "серафимо-геннадиевской ветви Истинно-православной (катакомбной) церкви". Современными нео-"катакомбщиками" эта "ветвь" ИПЦ не признаётся канонической... Личный архив автора.

Таким образом, эта "ветвь" "катакомбной церкви" именуется "серафимо-геннадиевской" или "поздеевско-секачёвской". Личность основателя этой "иерархии" - достаточно загадочна: согласно тому, что рассказывают его последователи, "архиепископ" Серафим (в миру - Михаил Поздеев) происходит - ни много, ни мало, из "княжеского рода" - и был тайно рукоположен во епископы самим Патриархом Тихоном. Однако, посмотрев материалы в Сети, я обнаружил целую кучу публикаций, свидетельствующих, что Михаил Поздеев - самозванец и жулик, промышлявший в 1920-е годы попрошайничеством и выдававший себя то за "посланника старцев", а то - за "Великого Князя Михаила Александровича, младшего брата Императора Николая II". Как оно было на самом деле - не узнать, наверное, никогда: даже сами последователи "архиепископа" Серафима утверждают, что органами ОГПУ-НКВД-КГБ в среду "катакомбников" мог быть внедрён агент, выдававший себя за "архиепископа" Серафима.

Как бы то ни было, доподлинно известно, что Поздеев Михаил Алексеевич (он же - "архиепископ" Серафим) провёл в совецких концлагерях более тридцати лет, и последние годы своей жизни жил тайно в г. Бузулуке, где и скончался. Известно также, что за три дня до своей смерти он провёл хиротонию, поставив во епископы и назначив своим преемником бывшего священника РПЦ (МП) Геннадия (Секача):


На фото: "схимитрополит" Геннадий (Секач) ( ? - 1987 г.). Фото из личного архива автора.

Про "архиепископа" (впоследствии - "схимитрополита") Геннадия (Секача) известно, что в 1950-е г.г. он был обвинён в том, что "привлекал к религии несовершеннолетних", после чего был запрещён в служении и решением суда посажен в тюрьму. Известно также, что "схимитрополит" Геннадий создавал "тайные православные скиты" на Северном Кавказе и совершал "монашеские постриги" многих из тех, кто впоследствии именовал себя "иерархами катакомбной церкви". Существует также информация о том, что "схимитрополита" Геннадия, якобы, очень почитал Патриарх Московский и Всея Руси Пимен, чью мать Геннадий (Секач), якобы, также постриг в монахини...

...Ни подтвердить, ни опровергнуть всю эту информацию мне не представляется возможным: слишком уж тенденциозны источники каждой из сторон... Да и сами стороны в этом споре о наличии/отсутствии апостольской преемственности у "серафимо-геннадьевской ветви" "катакомбной" церкви стОят друг друга: с одной стороны - госбезопасность , которая с 1927 года вела "войну на уничтожение" любой катакомбной иерархии и в архивах которой в нужный момент может "вдруг обнаружиться" любой документ, с помощью которого можно опорочить даже ангела и оправдать даже беса... А с другой стороны - совершенно маргинальная, микроскопическая секта кликушей, которая, дабы доказать свою сомнительную "преемственность", будет сочинять любые сказки, мифы и легенды... Есть ещё и третья сторона - скажем так, "конкурирующие течения" внутри "катакомбной церкви", каждое из которых заинтересовано представить только себя "законной правопреемницей" той, действовавшей в 1920-е - 1960-е по благословению митрополита Иосифа Петроградского и других исповедников, реальной Катакомбной церкви...

 
На фотографиях: будущий "архиепископ" Серафим (Поздеев) рядом со Святейшим Патриархом Тихоном (альтернативными группами "катакомбников" эта фотография считается подделкой) и фотографии из уголовного дела М. А. Поздеева ("архиепископа" Серафима). Фотографии обнаружены по запросу Яндекса в Сети Интернет. 



 
 На скане: фрагмент текста из "Православного сборника Истино-Православной (катакомбной) Церкви", личный архив автора. 

Поэтому, не желая принимать в этом споре ничью из сторон, я для себя считаю и продолжаю считать основателей этой линии - "архиепископа" Серафима (Поздеева) и "схимитрополита" Геннадия (Секача) христианами, пострадавшими за своё исповедничество от безбожной совецкой власти, и потому - достойными всякого уважения. Ну, а те "катакомбные иерархи", с которыми я имел сомнительное удовольствие познакомиться и пообщатся осенью 1990 года... Вот среди других "течений" "катакомбной" церкви бытует мнение, что эта самая "серафимо-геннадиевская" ветвь ИПЦ - это ни что иное, как "катакомбная церковь внутри Московской Патриархии" - а мне кажется, что дело несколько иначе: "серафимо-геннадиевская "ИПХ" просто вбирает, "канализирует", что-ли, в себя все те отбросы, которые исторгает из себя Патриаршья Церковь. Да только виноваты ли в этом основатели этого направления - "архиепископ" Серафим (Поздеев) и "схимитрополит" Геннадий (Секач)?... Не знаю, не берусь судить. Зато, когда слышу - уже в кругах патриархийной около-церковной интеллигенции (столичной и провинциальной), а также от некоторых, служащих в Московской Патриархии клириков весь этот сектантский бред о каких-то "пророчествах" каких-то никому не ведомых "старцах" о "будущем Русском Царе, который ныне пребывает в сокровенном уединении, и которого надлежит избрать всем народом на Земском Соборе" - так и вижу перед собой того самого "катакомбного архиепископа" Исаакия. И - знаете, что мне кажется? Что чем скорее все эти бесноватые уйдут из Церкви в какие-нибудь "катакомбы" (лучше всего - в те, что находятся в ведении Министерства Здравоохранения РФ), тем будет лучше - для Церкви, для России, для нас, для них самих...   

Позже, кстати, в С.Петербурге мне рассказали о том, что "катакомбного отца-архиепископа" Петра (Иванина) из того домового храма, где он служил, выгнала собственная паства: сначала обнаружилось, что "батюшка" выпил у хозяев квартиры весь одеколон, а после и вовсе оказалось, что вместо антиминса во время службы он использовал... набедренник из архиерейского облачения. Рассказали мне и о том, что когда-то начинал он свою духовную жизнь в качестве послушника (а потом - и монаха) Александро-Невской лавры - да не сложилось: выгнали его из иноков, за пьянку... Рассказывали мне и про его напарника, "владыку" Исаакия - много, чего рассказывали. Нехорошего. Тёмного, мрачного, криминального... Пересказывать не хочу...

Полагаю, на этом месте (как - ещё не раньше!) некоторые из моих читателей, причисляющие себя к нео-"катакомбникам", захотят мне возразить: "так, мол, чего Вы хотите, милейший? Мы же сами открещиваемся от "поздеевцев" и "секачевцев", а настоящая Катакомбная Церковь, она - ого-го! в настоящей Катакомбной Церкви такие безобразия не возможны!...".

Не знаю, спорить не буду. Может быть, и так... Может быть, где-то глубоко-глубоко, в каких-то самых катакомбистых катакомбах и есть какая-то Сверх-Мега-Супер-Истиная Катакомбная Церковь, хранящая древнее благочиние и преемственность от Святейшего Патриарха Тихона - да только ни я, да и никто, наверное, её и не видел. А видели - то, что видели. Вот и я написал о том, что видел... И дело даже не в "секачёвцах", о которых я только что рассказал - кроме них, я повидал ещё разных "катакомбных архиереев", к "серафимо-геннадьевскому согласию" отношения не имеющих. Видел я и "архиепископа" Лазаря (Журбенко), который вдруг, словно Фантомас, в одночасье вынырнул из своих катакомб в сане "архиепископа Тамбовского и Моршанского" - этого Лазаря с распростёртыми объятиями приняла в свой Архиерейский Синод Русская Православная Церковь за рубежом. Приняла с тем, чтобы уже через год-полтора изгнать его оттуда, мелко крестясь и плюя ему вослед... Видел я и другого Лазаря - "архиепископа Московского и Каширского": в 1992 году сей Лазарь ходил под огромным белым знаменем с восьмиконечной звездой в районе станции метро "Кропоткинская", выдавал всем желающим "паспорта" некоей "Российской Федеративной Демократической Республики" - а потом, по слухам, к секте "Богородичный Центр" присоединился...  И ещё многих, рангом поменьше, тоже видел.

"Графа Сиверса" - создателя "катакомбной церкви" в Рунете, "архиепископа Гофтского Амвросия", правда, не видел - но "чудеса", от него "явленные", тоже заставляют обо многом задуматься...  Так что, извините, дорогие "катакомбцы", но что видел - то видел, что читал - то читал. Обижать никого не хочу, но виденного и прочитанного с меня достаточно, а между собой вы уж сами разбирайтесь. Без меня.  

*     *     *     *     *     *     *

Когда, по моему возвращению из С.Петербурга и Москвы, я рассказал о своей встрече с катакомбными "иерархами" своему духовнику, священнику Геннадию Яковлеву - и показал ему привезённую мною от "владыки" Исаакия "катакомбную" литературу... Вернее, нужно было написать так: когда, после моего рассказа о моих встречах с "катакомбниками" мой духовник, наконец, перестал орать на меня и немного успокоился, он спросил меня:

- Скажи - только, честно, как на исповеди: вот ты нырнул ненадолго в эти "катакомбы"... Ну, и чем там пахнет? Только - честно...

И я ответил:

- Если честно... Разложением и гнилью. Тухлятиной...
 
*     *     *     *     *     *     *


 
В качестве ПРИЛОЖЕНИЯ публикую ниже сканы "Исповедальной Грамоты ИПЦ", также хранящейся в моём личном архиве. Как говорится, гладко было на бумаге...

 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments